ДОРОЖНАЯ АКАДЕМИЯ
Важно, чтобы и родители, и дети владели одной и той же информацией. Просим родителей внимательно изучить эти рекомендации и придерживаться их в повседневной жизни. Ведь в обучении детей навыкам безопасного поведения на дороге как нигде важен пример взрослых. И в первую очередь – родителей. Первые уроки поведения на дорогах мы получаем в семье. Родители, бабушки и дедушки рассказывают детям, как правильно переходить проезжую часть, учат пристёгиваться ремнём безопасности в специальном автокресле, объясняют, что значат дорожные знаки и цвета светофора.
Дошкольники наиболее часто подвергаются несчастным случаям в силу своего психологического развития. Это связано с особенностями высшей нервной деятельности малышей. Психологи говорят, что она отличается незрелостью, неустойчивостью, склонностью к быстрому истощению и преобладанию процессов возбуждения над торможением.
Дети дошкольного возраста не разбираются в дорожных знаках, Правилах дорожного движения, разметке дорог, технических возможностях транспортных средств.
Они не обладают способностью взрослых и детей старшего возраста оценивать скорость и расстояния.
Слух и зрение детей развиты в недостаточной степени. Они, в частности, не могут переместить свой взгляд с близких предметов на дальние и наоборот с такой же скоростью, как мы, взрослые. Им трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы.
Рост ребёнка – серьёзное препятствие и для своевременного обнаружения его водителем на дороге. Из-за различных препятствий (стоящие транспортные средства, киоски, сугробы, придорожные кусты и деревья) он не виден водителю, который находится на дороге. Это же обстоятельство мешает и самому ребёнку получить полный обзор дорожного движения.
Ребёнку младшего дошкольного возраста сложно производить несколько действий одновременно: например, идти и наблюдать за проезжающими машинами.
Дети не обладают способностью делать выводы общего характера, т.е. они не могут перенести, например, правила правильного перехода дороги с того места, где они этому научились, на все другие места, где они должны переходить дорогу.
Дети иначе, чем взрослые, переходят проезжую часть дороги. Так, взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию, а дети же начинают наблюдение (если вообще начинают!), только подходя к краю проезжей части.
Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. Эмоции (радость, удивление, интерес к чему-либо) преобладают настолько, что заставляют их забыть об опасности.
Потребность в движении, недооценка обстановки, недостаточные знания об источниках повышенной опасности на дороге могут привести к печальным последствиям.
Дети по-разному реагируют на различные виды транспортных средств. При приближении большого грузовика, автобуса, трамвая, даже если они движутся с небольшой скоростью, ребёнок не рискует пересекать проезжую часть дороги, но недооценивает опасность небольших размеров – легковых автомобилей и особенно мотоциклов, которые приближаются с большой скоростью. Дети не понимают, что автомобиль нельзя остановить мгновенно.
Все перечисленные психофизиологические особенности ребёнка говорят о том, что невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только путём обучения, к ним нужен особый подход при сообщении знаний о правилах безопасного поведения на дороге.
Дети дошкольного возраста никогда не бывают нарушителями Правил дорожного движения сознательно. Их неожиданное появление на дороге, столкновение с другими пешеходами, шумное поведение в транспорте – это наглядное проявление особенностей возраста. Следовательно, дошкольник, даже стремясь выполнить все правила, не способен всё сделать так, как положено. Именно поэтому лучший способ уберечь малыша от дорожных ловушек – исключить возможность его появления на улице без сопровождения взрослых. Но и просто быть рядом с ребёнком тоже недостаточно. Важно крепко держать малыша за руку. Учитывая то, что детям свойственно в самый неподходящий момент вырываться и убегать, при переходе проезжей части особо шустрых лучше держать не за ладонь, а за запястье. Некоторые родители интуитивно так и поступают.
При обучении надо учитывать и такие факторы, как возраст и индивидуальные способности. Некоторые особенности являются характерными для определённого возраста, а некоторые обусловлены индивидуальным темпераментом ребёнка, его способностями и другими свойствами личности.
|
|