Комплексное занятие в подготовительной группе «Путешествие с зёрнышком». (Познавательное развитие). В соответствии с ФГОС
Цель:
Художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное и физическое развитие ребенка на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям; создание условий для возможности позитивной социализации ребенка, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Задачи:
Закрепить знания дошкольников о хлебе, как одном из ценных продуктов и величайших богатств на земле.
Обогатить знания о том, как на столе появляется хлеб, какой путь он проходит, прежде чем попадет на стол.
Активизация словаря: колос, пшеница, борона, боронить, плуг, элеватор, трактор, комбайн.
Развивать внимание, связную речь, память, активность и мелкую мускулатуру пальцев.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу.
Развивать логические, коммуникативные и познавательные универсальные действия; умения детей выполнять движения в соответствии с заданной задачей; развивать творческую активность, воображение; закреплять навыки работы с различными материалами; формирование представлений об объектах окружающего мира.
Образовательные области:
Художественно - эстетическое развитие.
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие.
Физическое развитие.
Методическое обеспечение:
презентация на тему: «Путешествия с зернышком»,
два комплекта фотографий для дидактической игры «Что сначала, что потом?»,
обруч и 10 объемных колосков для подвижной игры «Кто быстрее соберет колосья»,
зерна пшеницы,
пророщенная пшеница,
контейнеры с влажной землей для посадки (по количеству детей),
контейнеры с выросшей пшеницей,
белые халаты для детей и воспитателя с эмблемой.
Музыкальные средства:
музыкальное сопровождение для презентации, подвижной и дидактической игры.
Ход занятия:
Дети заходят в группу выстраиваются в линию и приветствуют гостей.
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте встанем в круг и возьмемся за руки:
Психологический настрой:
«Глаза закрываем и представляем.
Что было вчера, мы забываем.
Думаем только о том, что сейчас.
Хороший, красивый каждый из вас.
Вы самое лучшее, что есть на свете!
Глаза открываем. Здравствуйте, дети!»
Сегодня, пока мы с вами готовились к нашему занятию, в нашей группе оказался сюрприз. Хотите узнать какой? Для этого давайте разгадаем загадку:
«В день веселых именин,
Выпекают хлеб один.
Поскорее называй
Что же это? (каравай).
Посмотрите, какой большой, красивый, душистый каравай оказался на нашем столе. Давайте вдохнем аромат нашего каравая, сделаем глубокий вдох (дыхательная гимнастика 2-3 раза).
Знаете ли вы, ребята, какой нелегкий путь проделывает маленькое пшеничное зернышко, прежде чем стать караваем на нашем столе. Сейчас я предлагаю вам посмотреть очень интересный и познавательный фильм. Во время просмотра будьте очень внимательными, потому что все, что вы увидите пригодиться нам на нашем занятии.
(На экране начинается показ слайдов в музыкальном сопровождении, воспитатель комментирует слайды.)
«Наступила весна.
На поле сошел снег.
Поле просыпается от зимнего сна и готовится принять зерна пшеницы.
Поле очень большое. Чтобы его вспахать нужен трактор с плугом.
Трактор движется, плуг погружается в землю, разрезает ее и переворачивает пластами.
После пахоты трактор меняет плуг на борону и рыхлит землю, разбивает большие комья земли.
Это нужно для того, чтобы зерна могли легко попасть в землю.
Теперь нужно сеять зерно.
Трактор меняет борону на сеялку.
У сеялки много семенных ящиков, в них насыпают зерна пшеницы.
Трактор движется, зерна из ящиков попадают в землю.
Землю согревает весеннее солнышко, поливает теплый дождик.
На поле из зерен пшеницы появляются нежные зеленые ростки.
Росточки с каждым днем поднимаются все выше и выше, крепнут и превращаются в зеленые колоски.
Все лето они набирают силу и созревают.
Колосья полные зерен становятся золотистого цвета.
Наступает время уборки урожая.
На поле появляется комбайн.
Комбайн срезает колосья и отделяет зерно от стеблей.
Рядом двигается трактор принимает зерно в прицеп.
Машина привозит зерно на элеватор. Здесь его очищают и просушивают.
На элеваторе зерно может храниться больше года.
С элеватора машина везет зерно на мукомольный завод,
Специальные мукомольные машины перетирают зерно в муку.
На хлебозаводе из муки замешивают тесто, делают разные формы хлеба.
Готовые формы ставят в печь.
Из печи хлеб достают румяным и душистым.
Хлеб бывает такой разный, из ржаной и пшеничной муки, буханки и батоны, плетенки и булочки, сухари и сушки…
И еще огромное количество хлебобулочных изделий, которые вы все так любите…»
Ребята, мы посмотрели фильм. Вы убедились, сколько труда вложено, чтобы хлеб попал на наш стол?
Сегодня я предлагаю вам стать исследователями. А кто такие исследователи? (Ответы детей). Работа исследователя очень сложная и серьезная. И для того чтобы увидеть результат исследований важно быть внимательными и аккуратными. Мы отправляемся в лабораторию, но прежде давайте подумаем, как нужно себя в лаборатории? (ответы детей). Предлагаю вам надеть белые халаты и занять места за столом № 1.
Опыт 1
-Скажите, пожалуйста, а все ли зерна пшеницы пригодны для посева?
Сейчас мы с вами это узнаем… Перед вами стоят два стакана, один стакан с водой, а второй пустой. Возьмите в руки стакан с водой и насыпьте в него одну ложку пшеничных зерен и перемешайте. Посмотрите внимательно, что произошло? (ответы детей).
Да, часть семян опустилась на дно, часть поднялась на поверхность. По-вашему, какие семена можно сеять? (ответы детей).
Здоровые, пригодные для посева семена опустились на дно, именно их мы с вами сейчас будем сеять. Возьмем пустой стакан и сольем в него воду вместе с пустыми семенами.
Перед каждым из вас стоит контейнер с увлажненной землей, отборные семена готовы, приступаем к посеву.
Берем в руки палочку и делаем не глубокие борозды. Теперь кладем семена и присыпаем их землей.
Работа окончена, вытираем руки. Теперь давайте решим, куда мы наши контейнера поставим, я предлагаю поставить под стол? В холодильник? (ответы детей)
Что же необходимо для роста? (ответы детей).
Для роста растений необходим солнечный свет, тепло и влага… Поэтому правильно будет поставить контейнера на окно.
Ребята, мы с вами проделали серьезную работу, и я предлагаю отдохнуть. Мы с вами превращаемся в маленькие зернышки.
Физкультминутка:
В землю солнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся и красавцем обернулся
Опыт №2
А вы знаете, что пшеницу можно проращивать. Давайте пройдем к столу №2.
Перед вами два стаканчика. Возьмите стакан №1. Поднесите к нему лупу и внимательно рассмотрите. Скажите пожалуйста, а на что похоже пшеничное зернышко? (на хлебный батон)
Теперь возьмите в руки стакан №2, давайте рассмотрим содержимое этого стакана.
Предлагаю вам сравнить содержимое двух стаканов. Чем оно похоже и в чем различие? (ответы детей)
Пшеница во втором стакане имеет отросточек, она пророщена. А как вы думаете, какое зернышко быстрее прорастет в поле? (ответы детей)
Давайте вспомним: для того чтобы пшеница в поле проросла и показался зеленый росток что необходимо? (ответы детей).
Так как в условиях нашей лаборатории, возможно, все, мы можем наблюдать, что пшеница подросла. (дети рассматривают, трогают пшеничные ростки, делают вывод о том, что зерно можно проращивать).
Время шло, пшеница подрастала, зерно в колосе налилось и сейчас мы с вами ребята в условиях лаборатории будем молоть муку.
Опыт №3
Проходим к столу №3.
На заводе мукомольные машины имеют большие размеры, потому что большое количество зерна перетирают в муку.
В нашей лаборатории есть небольшая мукомольная машина и при ее использовании необходимо соблюдать правила безопасности, так как она работает от электричества. Кладем в машину зерно и нажимаем на кнопку. Посмотрите, что получилось. (дети делятся впечатлениями).
У нас получилась мука. Я просеиваю ее через сито, зачем я это делаю (ответы детей). Что вы можете сказать о муке? Какая она?
Наша работа в лаборатории окончена, вытираем руки и снимаем халаты.
А сейчас мы с вами поиграем:
Подвижная игра «Кто быстрее соберет колосья?»
Для следующей игры вам необходимо разбиться на команды
Дидактическая игра «Что сначала? Что потом?»
Перед вами иллюстрации, на которых изображен весь путь хлеба прежде чем оказаться на нашем столе. Но иллюстрации перепутались. Вам необходимо сложить их в нужном порядке. (Дети под музыку складывают иллюстрации).
Внимательно посмотрите на экран и проверьте себя.
На этом, ребята, наше занятие подошло к концу. Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей).
Мне очень понравилось сегодня с вами работать, я рада, что вы узнали много нового.
Я хочу вам сделать небольшой сюрприз. Пусть это угощение будет вам наградой за активную работу на занятии.
|