Азбука нравственности
К моменту поступления в детский сад у ребенка уже сложились довольно определенные представления о дозволенном и запретном, о хорошем и плохом.
Надо тщательно и с таким же вниманием воспитывать ребенка в эти первые годы, с каким он вскармливается. В воспитательном процессе нет мелочей, в тоже время очень трудно наверстать упущенное, и ни одного потерянного дня нельзя возвратить.
Когда и с чего начинают складываться у ребенка нравственные представления?
Азбуку нравственности малыш начинает постигать в семье. Хотят родители или нет, но влияют на ребенка всей своей жизнью, своим отношением к близким, к окружающим людям, к своей работе, к вещам. Недаром говорят: «Дети – зеркало родителей».
В семьях, где нравственно благоприятный климат, где всему отрицательному можно противопоставить весь уклад жизни, культурный быт, отношения взрослых, – там воспитание идет успешное, да и профилактика против нежелательных проявлений в ребенке легче осуществляется: всякие отступления от нормы в такой обстановке «режут глаз». В такой семье ребенок прочно усваивает понятия о хорошем и плохом.
А. С. Макаренко подчеркивал, что уже в 3-5 лет ребенок способен постигать многие моральные понятия. Он советовал родителям: «В этом возрасте необходимо дать прочные нравственные установки поведения: отношения к взрослым и родителям, бабушке… - всегда доброжелательное и нежное. Умение поделиться с детьми игрушкой. Родителей всегда волнует вопрос, почему ребенок перестал слушаться, начал хитрить, дерзить? Откуда это? Старались учить хорошему! И вдруг… ».
Но не бывает детей от природы ленивых, злых, лживых. И если эти проявления обнаруживаются, то не «вдруг», а как результат воспитания. Родители забывают главное: «можно сколько угодно внушать ребенку это хорошо, а это плохо, но если эти понятия опровергаются в жизни ребенка, то нельзя ждать обнадеживающих результатов.
Слово жест, взгляд близкого человека, его отношение к другим людям – все остро воспринимается и подхватывается в пору, когда малыш осваивает азы человеческих взаимоотношений. Об этом нельзя забывать.
По детям нетрудно судить, чем дышит семья, какие нормы нравственности прививают им. Это с легкостью просматривается во взаимоотношениях детей, играх, суждениях, общении с окружающими. От нас, взрослых, зависит, какими нравственными категориями ребенок мыслит, какими глазами видит мир, чему он радуется и удивляется, что вызывает в нем сочувствие и ненависть. И кто, как ни мы, обязаны дать понятия о добре и зле. Нельзя забывать, что ребенок, который еще только постигает азы нравственности, ежедневно попадает в ситуации, при которых он сам должен решать, что хорошо, а что плохо. Потому так важно разумное, вдумчивое руководство ребенком. Дети, умеющие правильно оценивать отрицательные явления, становятся менее восприимчивыми к дурному, не станут подражать тому, что осуждаю сами. У таких детей развито «чувство совести», и они более податливы родительскому слову. В период дошкольного детства, когда понятия «хорошо» и «плохо» воспринимаются осмысленно, одна из задач взрослых состоит в том, чтобы учить его вести себя нравственно как в их присутствии, так и в их отсутствии. |