Совет первый.
Прежде всего – надо любить ребёнка.
И это не так просто, как кажется. Легко любить, когда любовь приносит одни радости. Но дети не всегда радуют: они бывают непослушны, совершают проступки, лгут. Естественно, что мы огорчаемся, но плохо, когда с этим огорчением угасает любовь к ребёнку. Печально, когда родители начинают меньше любить своего малыша, потому что он кажется им хуже других детей (не так умный, не такой ловкий), или же потому что он не оправдывает в чём-то их надежд (нет музыкальных способностей, не любит рисовать).
А ведь мы должны любить детей не за то, что они «хорошие», а просто за то, что они есть, за то, что это наши дети. И если дочь или сын постоянно ощущают любовь близких, то они учатся доверять этому миру, знают, что они защищены. Это и позволяет им раскрыть свои лучшие качества. Лишённые этого тепла чаще склонны вести себя более жёстко, рационально и по отношению к своим детям, и по отношению к вырастивших их родителям.
Любовь близких ребёнок должен ощущать всегда и постоянно, даже в тех случаях, когда взрослые дают ему понять, что недовольны его поведением. Иначе малыш может решить, что им недовольны потому, что не любят… Так пусть он почувствует: им недовольны потому, что любят, ведь это послужит ему мощной поддержкой в желании исправиться.
Совет второй.
Взрослейте вместе со своими детьми.
Воспитание требует понимания внутреннего мира ребёнка, законов его развития. И если вы будете чутко наблюдать за особенностями возраста, улавливать происходящие изменения, поддерживать детское стремление идти вперёд, вы будете способствовать тому, чтобы его внутренний мир становился всё более богатым.
Воспитывая малыша, мы как бы заново переживаем и собственное детство, но на этот раз умудрённые жизненным опытом. И забота о развитии духовных сил должна сопровождаться совершенствованием нас самих. И не нужно забывать, что дети – это следующее поколение. Оно в чём-то будет умнее нас, и если не отгораживаться от нового и непривычного в мире детства, это даст нам возможность сохранить с годами и в себе ощущение развивающейся жизни. Не только мы воспитываем детей, но и они воспитывают нас.
Совет третий.
Воспитывайте планомерно и постоянно.
Это означает постоянную заботу о развитии ребёнка изо дня в день. Важно именно качество общения с ребёнком: ведь даже один час, наполненный новым и интересным для малыша, важнее многих других, проведённых вместе с родителями, но скучных и неинтересных. А для ребёнка, обделённого вниманием, вред может стать двойным: во-первых, ущерб его развитию и во-вторых, обида на родителей и на тех, кто не был обойдён вниманием близких. Но в то же время не пытайтесь слишком управлять его поведением – ведь в таком случае он не будет способен к самостоятельности.
Совет четвёртый.
Укрепляйте веру ребёнка в себя.
Воспитание с помощью одёргиваний и замечаний – плохое воспитание. Лучше отмечайте любое достижение малыша, поощряйте его ласковой улыбкой, заинтересованностью, одобрительным словом. Ведь ощущение успеха очень важно для ребёнка – оно заставляет поверить в себя, а значит стремиться к большему. Поощряйте активность, достижения, при этом старайтесь ставить перед ним задачи, которые не будут для него неразрешимыми или слишком лёгкими.
Совет пятый.
Уважение к другим у ребёнка не придёт само собой.
Не рассчитывайте на то, что он «от природы» предрасположен к проявлению доброты и отзывчивости. И естественная и непосредственная любовь к близким должна дополниться уважением к ним, к их труду. А это большая и сложная программа. Выполнить её можно, если ребёнок на доступном для него уровне будет включаться в руду и заботы семьи.
Посильные трудовые задачи, несложные обязанности по дому будут не только способствовать росту умений и навыков, но и появлению ощущения, что он один из многих; вместе с открытием своей индивидуальности, вместе с осознанием себя как личности в нём будет складываться и понимание ценности других людей. Без уважения к другим людям не будет подлинного уважения к себе.
Совет шестой.
Заботьтесь о поддержании благоприятной эмоциональной атмосферы в семье.
Ведь и взрослым, и малышам трудно развиваться в бесконечных спорах из-за пустяков, если никто никогда ни в чём не хочет уступить. Семейная жизнь состоит из будней, но любовь и уважение друг к другу, радость повседневного общения смогут наполнить жизнь особым вдохновением.
Избегайте положения, при котором дедушки и бабушки считаются достаточно хорошими для того, чтобы ухаживать за ребёнком, но вот их «принципы воспитания» родителей не устраивают. Конечно, и от такта старших зависит многое – бывает ведь и так, что бабушки и дедушки как бы отнимают у родителей какие то ни было реальные возможности проявить любовь и заботу к своему сыну или к своей дочери.
Многообразия складывающихся в разных семьях связей и отношений всё равно не предусмотришь. Но важно одно – никто из членов семьи не должен чувствовать себя обделённым, ущемлённым из-за ребёнка.
И если в семейной атмосфере разлиты доброжелательность и любовь, малыш не может этого не чувствовать.
Совет седьмой.
Единство требований в воспитании.
Всем известно, что в случаях, когда отец говорит одно, мать – другое, когда родители строго запрещают что-то, а дедушка разрешает, добра не жди. Ребёнок привыкает лавировать, у него не складывается никакого чёткого понимания, что такое хорошо, а что такое плохо, - напротив, появляется убеждение: нет ничего безусловного, просто надо знать, кому что говорить и у кого что просить.
Необходима и взаимная терпимость. В случае, когда семья не приходит к компромиссу, тому, кто остался в меньшинстве, лучше помнить вот о чём: вероятно, в подавляющем большинстве случаев куда вреднее для ребёнка отсутствие у взрослых единой линии воспитания. А неправильная тактика, избранная вопреки вашей точки зрения, всё равно обнаружит свою несостоятельность, и тогда её можно будет исправить всем вместе.
Совет восьмой.
Не забывайте, что личный пример родителей очень важен для детей.
Самыми задушевными разговорами и разъяснениями вы не добьётесь многого, если ваше повседневное поведение не подкрепляет ваши наставления.
Малыш грубит бабушке и дедушке – не удивляйтесь, посмотрите на себя: быть может и вы позволили себе разговаривать со старшими членами семьи недовольным тоном.
Вам хочется, чтобы ребёнок постепенно привыкал к выполнению простых трудовых поручений. Но вы замечаете, что он, например, не очень любит убирать за собой игрушки. Конечно, его можно просто заставить это сделать, как и многое другое в этом возрасте, но трудолюбие вы так и не воспитаете.
Психологи говорят, что обучение должно сопровождаться «положительным эмоциональным сдвигом». Как же его создать? Наибольшее удовлетворение ребёнок испытает только тогда, когда он будет учиться трудиться у вас, подражая вам, оттого, что рядом и вместе с вами. Живой пример трудолюбия, или доброжелательности, или обязательности не может не запасть ему в душу.
Успехов Вам в воспитании ваших детей! |