«Занимательная математика
как основа развивающего обучения»
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.
Занимательная математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача – найти путь решения – реализуется средствами игры в игровых действиях.
Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.
Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам.
Первостепенное значение в обучении дошкольников математики имеет наглядность. Она отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создает внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком во время учения, служит основой для развития понятийного мышления.
Наибольшей степенью обеспечить принцип наглядности помогает дидактический материал, используемый на занятиях.
Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников я использую магнитные доски, фланелеграфы с набором фигур, счётных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур.
В течение года по мере освоения детьми игр я стараюсь разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом. Например, использую в непосредственно-образовательной деятельности занимательные задачи.
Занимательные задачи:
- Сколько ушей у трёх мышей?
- Сколько лап у двух медвежат?
- У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?
- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
- Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (2. остальные сгорели)
- В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (отдать одно яблоко вместе с корзиной).
- На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? ( Нисколько - на берёзе яблоки не растут.)
Программа современного образования обязывает педагогов реализовывать развивающую функцию обучения. Математика как объект исследования (процесс формирования познавательного интереса дошкольников) обладает большими возможностями для решения задач, связанных с развитием детей.
Огромное влияние на развитие и формирование интересов, на мой взгляд, оказывает педагог, глубина и широта его познаний, умение эмоционально излагать материал, способность увлечь ребят своим рассказом. Отношения, складывающиеся в общении с детьми, создают благоприятный микроклимат.
Только разнообразие, творческий характер и перспективность деятельности могут формировать устойчивые интересы. Когда дети познают все новые и новые для него стороны деятельности, возможности приложения ее к практике, когда его познание носит творческий характер, то его познавательные интересы расширяются и углубляются.
А в свете того, что доля знаний, получаемых в детском саду (по отношению к общему объему информации, необходимой для полноценной деятельности в изменяющемся обществе), неуклонно увеличивается. Постоянно происходит перестройка новых способов и средств построения сотрудничества с детьми.
Создание условий, отбор определенных методик и технологий развивающего обучения, получение информации о развитии каждого ребенка, личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком – все это способствует развитию свободной творческой личности. |