ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДЛЯ
ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: КОРОТКО О ГЛАВНОМ
1 января 2014 года в силу
вступил Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС),
затрагивающий дошкольные учреждения.
Стандарт
разработан с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка , Конституции Российской
Федерации , законодательства Российской Федерации, в основе которых заложены
следующие основные принципы:
- поддержки
специфики и разнообразия детства;
- сохранения
уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии
человека;
- личностно-развивающий
и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
- уважение
личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам
образовательной деятельности;
- осуществление образовательной деятельности в
формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в
форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
Стандарт
направлен на достижение следующих целей:
- повышение
социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение
государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении
качественного дошкольного образования;
- обеспечение
государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства
обязательных требований к условиям реализации основных образовательных
программ, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного
пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного
образования.
Стандарт
направлен на решение следующих задач:
- охраны и
укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
- обеспечения
равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период
дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального
статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных
возможностей здоровья);
- обеспечение
преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального
общего образования;
- создания
благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и
творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим
собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединения
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования
общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок
учебной деятельности;
- обеспечения
вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и
организационных форм уровня дошкольного образования, возможности
формирования образовательных программ различной направленности с учётом
образовательных потребностей и способностей детей;
- формирования
социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим
и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения
психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей;
·
определения направлений
для систематического взаимодействия физических и юридических лиц, а также
взаимодействия педагогических и общественных объединений. |