Консультация
для родителей «Игры для детей 5-7
летнего возраста»
Игра - это важное средство умственного воспитания ребенка.
Знания, полученные ребенком, находят в игре практическое применение и развитие.
Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок
размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих
явлений, их значение становятся для него более понятными.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, -
их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дети воспроизводят в
ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является
важным средством воспитания. Подражание взрослым в игре связано с работой
воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные
впечатления жизни с личным опытом. Вначале ребенку нужно придумать замысел игры
и найти средства для ее реализации, затем выбрать свое место в этой игре.
Важнейшее условие успешного руководства творческими играми - умение завоевать
доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае,
если взрослый относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает
замыслы детей, их переживания. Вмешательство взрослого в игру иногда требуется
для того, чтобы дать игре нужное направление. Ребенок раскрывается в процессе
игры, и наблюдение за ним поможет увидеть различные черты характера ребенка.
Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы,
развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Сюжеты
игры дети выбирают из своей жизни: семья, школа, детский сад, праздники, отдых.
Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (продавец, летчик,
шофер) или члена семьи (папа, мама, бабушка). Подражая домашней работе
взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: подметают пол в
своем "доме", накрывают на игрушечный стол, моют кукольную посуду.
Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая образ,
ребенок выражает свое личное отношение к нему, проявляет личные качества. Очень важно не давать сюжет для таких игр, а предоставить ребенку
возможность самому выразить через игру свои представления, чувства, мысли, дать
простор детской инициативе (один ребёнок, представляя, как он собирается на
работу, сказал, что обязательно возьмет с собой тапочки, чтобы удобней было
ложиться спать).
Игру можно легко объединить с трудом и художественной
деятельностью. Детям можно предложить поиграть в ту профессию, которую они бы
хотел выбрать, и предложить заняться той деятельностью, о которой мечтает
ребенок. Например: строителю - строить дом, учителю - сделать плакат аппликацию
на тему прошедшего урока, космонавт - делает ракету и т.д. Чем старше и более
развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут
с действительностью. Они стремятся сами сделать необходимые для игры вещи, тем
самым все больше связывая игру с трудом. Необходимо поддержать это стремление
ребенка, помочь ему. |