Легко
разделить с нашими детьми любовь, уважение и интерес к музыке. Более того,
музыка формирует жизненные способности ребенка на всю оставшуюся жизнь.
Музыкальные упражнения в течение первых лет жизни вашего ребенка укрепляют его
самооценку и стимулируют выразительность. Музыкальный ритмы дают толчок
развитию моторики. Заучивание мелодий и слов развивает слух и помогает детям
улучшить восприятие. Прослушивание и обучение музыке позитивно влияют на многие
аспекты развития и образования ребенка. Уроки игры на фортепиано для
дошкольников, например, значительно улучшают способности детей в сборе так
называемых «пазлов», картинок из мелких, взаимно дополняемых частей.
Игра
на фортепиано в дошкольном возрасте влияет на развитие коры головного мозга,
органа, отвечающего за мышление, речь, зрение, слух и творчество. Музыкальное
образование усиливает общие способности ребенка к обучению и его математические
навыки.
Музыка
это несомненный ресурс жизни, роста и образования, который может стать
неотъемлемой частью жизненного опыта ребенка.
У
музыки есть три базовых компонента: звук + ритм + мелодия.
Звук
Чтобы
помочь детям понять музыку, нужно отдельно взглянуть на каждую из ее
составляющих. Во-первых, это звук, который производим мы, или который поступает
из другого источника. Предлагаем несколько примеров звука: чириканье птиц,
свист чайника и стук ложкой по тарелке. Если бы можно было сравнить музыку с
живописью, то звук стал бы цветом фона. На нашем теле звук соответствует
центральной нервной системе. Приятный звук как бы открывает и расширяет нас.
Звук может активизировать или успокоить. Пронзительный резкий звук приводит
наши нервы в крайнее раздражение. Как и фон в живописи, звук является первым
шагом в создании музыкального произведения.
Вот
несколько способов экспериментов со звуком для родителей и детей:
Выясните,
слушают ли дети звуки вокруг них. Как много разных звуков они могут услышать в
кухне или во дворе?
Поощряйте творческие способности детей в
извлечении звуков. Пусть они тренируют свой голос или используют бытовые
предметы в качестве музыкальных инструментов.
Позвольте
им свободно издавать приятные, раздражающие или глупые звуки. Целью звука
является вовсе не создание «красивой музыки», а рост самовыражения детей. Нужно
научить ребенка открыть уши к окружающему миру.
Ритм
Вторым
компонентом музыки считается ритм. Ритм определяет и организует движение звука
на протяжении такта. Например, насколько свист чайника долог и равномерен или
короток и прерывист? В живописи такт соответствовал бы общему движению или
потоку композиции. Когда вы впервые смотрите на произведение искусства, куда
устремляются ваши глаза? Легко ли смотреть на картину, или она кажется
навязчивой и раздражающей? Это ритм.
В
нашем теле ритм приблизительно относится к пульсу и дыханию. Если музыкальный
темп быстр и равномерен, то наше биение сердца и движения тела будут это
отражать. Если мы устали, то прослушивание африканского барабана может вернуть
наше тело в бодрое состояние. С другой стороны, если двухлетний младенец вышел
из-под контроля, медленная ритмичная музыка Баха или Вивальди восстановит
внутренний покой и умерит активность малыша.
Экспериментируйте
с ритмом и звуком.
Пусть
ваши дети играют в различном темпе: быстром, медленном, равномерном,
прерывистом.
Научите
детей слушать различные ритмы вокруг них, наподобие капания воды из крана или
тиканья часов.
Спросите,
могут ли они чувствовать вибрации музыки в своем теле, и если да, то в каком
органе? Как разные виды ритма ощущается в их организме? Как их ноги двигаются
при различных звуковых темпах?
Попробуйте
хлопать в ладоши в соответствии с ритмом стихотворения или топать ногами в
ритме любимой музыкальной мелодии. Такие упражнения очень нравятся детям и
прекрасно развлекают их.
Мелодия
И,
наконец, поговорим о мелодии. Мелодия соответствует нашим эмоциям. Она
добавляет к звуку и ритму способности чувствовать. Это та часть музыки, которая
описывает горы и долины личного опыта. Она доходит прямо до нашего сердца и
чувствительности.
Мелодия
может возвысить наш дух, успокоить нас во время стресса или растрогать до слез.
Возвращаясь к метафоре живописи, мелодия будет общим впечатлением от картины
после внимательного взгляда на нее. Не привлекает ли нас произведение живописи,
не создает ли ощущение умиротворения, интереса или, наоборот, дискомфорта и
недомогания?
Раннее
знакомство детей с мелодией, наряду со звуком и темпом, поможет им развить
способности самовыражения.
Пусть
дети пробуют тихо напевать или создать собственные мелодии, добавляя к звуку
эмоции.
Экспериментируйте
с эмоциональными звуками: счастьем, грустью, смехом и т.п.
Мелодия
превращает звук в персональное и уникальное сообщение. Играя со звуком, ритмом
и мелодией, наши дети откроют для себя новый мир и новую возможность самовыражения
в тех случаях, когда трудно найти слова. Мы можем задействовать творческие
возможности и воображение для выбора различных стилей музыки, в которых наши
дети смогут выражать свои чувства, расслабляться, стимулировать интеллект и
выпускать на волю творческие потоки.
Вариативность
ритмов, тональностей и мелодий позволяет детям разработать свой собственный
музыкальный вкус и разжигает их природное любопытство к самостоятельному
изучению многообразного мира музыки.