Сценарий театрализованной экскурсии «Поездка по городу на автобусе»
Цели и задачи:
закрепить понятия «пешеход», «пассажир», «общественный транспорт», «проезжая часть», «тротуар», «кондуктор»;
дать представление о правилах поведения в общественном транспорте;
воспитывать вежливое отношение и желание помогать друг другу.
Образовательные области: «Безопасность», «Познание», «Социализация».
Предварительная работа: заучивание стихов с детьми; беседы, экскурсии в течение года.
Действующие лица: Буратино, лиса Алиса, кот Базилио.
Ход мероприятия
Предварительная беседа
Воспитатель: Ребята, скажите, в каком городе мы живём? (Ответы детей.)
– Наш город небольшой, но в нём много улиц, домов, магазинов, детских садов, школ. По улицам днём и ночью ездят автомобили: одни подвозят продукты в магазины, другие моют улицы, третьи перевозят людей. А как называется транспорт, на котором перевозят людей? (Общественный.) Кто подскажет мне, как называют людей, которые едут в автобусе? (Пассажиры.) А людей, которые идут пешком? (Пешеходы.)
– Сегодня, ребята, мы с вами пойдём к автобусной остановке и сможем побывать и в роли пешеходов, и в роли пассажиров.
(Дети строятся парами, подходят к входным воротам детского сада и видят за ними плачущего Буратино.)
– Ребята, кто это? (Буратино!)
– Что с тобой случилось, Буратино, почему ты плачешь?
Буратино: Мы с нашим кукольным театром приехали в ваш город, пошли погулять, я засмотрелся на красивые зелёные улицы и отстал от папы Карло и друзей. Я заблудился-а-а-а! Потом я шёл по дороге, и меня чуть не сбила машина-у-у-у!
Воспитатель: Буратино, разве ты не знаешь, где должны ходить пешеходы?!
Буратино: Конечно, знаю, по дороге, где же ещё?!
Воспитатель: Ребята, подскажите Буратино, как нужно вести себя на дороге.
Ребёнок:
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Ребёнок:
Всё время будь внимательным
И помни наперёд:
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход!
(Дети объясняют, что пешеходы должны ходить только по тротуару.)
Воспитатель: А как называется часть дороги, по которой ездят машины? (Проезжая часть.) Верно, пешеходу можно ходить только по тротуару, а по проезжей части движутся машины, которые могут сбить пешехода, поэтому ходить по ней НЕЛЬЗЯ!
Буратино: Ой, спасибо, что научили. Я же не ходил в детский сад и ничего не знал. Только я всё равно не знаю, как же мне теперь найти своих друзей?! (Плачет.)
Воспитатель: Не плачь, Буратино, думаю, мы с ребятами можем тебе помочь.
Буратино: Ура-а-а! А как?
Воспитатель: Мы идём на экскурсию к автобусной остановке, а потом поедем на автобусе по городу и обязательно встретим твоих друзей. А где ты их потерял?
Буратино: Не знаю, только помню, что там стоит большое красивое здание, где проходят концерты, спектакли, показывают кинофильмы.
Воспитатель: Ребята, вы догадались, о каком здании говорит Буратино? (Дом культуры.) Что ж, тогда в дорогу.
Идут по улице Энгельса к остановке автобуса «Рынок».
Воспитатель: А вот и остановка. А как мы догадались, что это автобусная остановка? (Дорожный знак «Остановка».) Ребята, что придумали люди, чтобы пассажирам было удобно дожидаться автобуса? (Места для сидения, навес от дождя и ветра.) Молодцы, ребята! Буратино, ты понял, что автобус нужно дожидаться только на остановке, на проезжую часть дороги выходить нельзя.
В общественный транспорт, прошу не забыть,
Нужно в переднюю дверь заходить.
На выход идите к задним дверям.
Но главное, что я советую вам:
Выход и вход лишь тогда совершать,
Когда будет транспорт на месте стоять.
Подъезжает автобус, дети проходят в него, рассаживаются. Воспитатель надевает атрибуты кондуктора, «продаёт» детям билеты.
Воспитатель: Ребята, может быть, кто-нибудь из вас знает, как называется профессия человека, который продаёт билеты в общественном транспорте? (Кондуктор.) Давайте ещё раз повторим слово: кон-дук-тор.
Буратино в это время садится и кладёт ноги на поручни.
Воспитатель: Буратино, разве ты не знаешь, как нужно себя вести в общественном транспорте?!
Буратино: А что я такого сделал?! Как мне удобно, так и сижу, никому не мешаю. Подумаешь, правила какие-то придумали, у меня от них скоро мозги закипят!
Воспитатель: Буратино, эти правила совсем простые, тебе о них сейчас расскажут сами дети.
Ребёнок:
Если едешь ты в автобусе,
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперёд.
Ребёнок:
Тут шалить, мешать народу
За-пре-ща-ет-ся!
Быть примерным пассажиром
Разрешается…
Ребёнок:
Ехать без билета
За-пре-ща-ет-ся!
Уступить старушке место
Разрешается…
Автобус трогается с места, едет до следующей остановки; водитель объявляет остановку, входят лиса Алиса и кот Базилио.
Алиса: Заходи уже быстрее, а то автобус уедет. (Толкает Базилио, тот падает.)
Базилио: Ой, я старый кот, инвалид, а ты меня толкнула-а-а!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, правильно ведут себя эти пассажиры? (Неправильно: нельзя толкаться, драться и громко кричать в общественном месте.)
Алиса (ищет взглядом свободное место): Куда бы мне сесть, я старая больная лиса, а мне никто не уступает своё место. (Видит Буратино.) Ой, миленький Буратино, ты не уступишь место двум пожилым людям?!
Буратино: Пожалуйста, садитесь. Я теперь знаю, что пассажирам с детьми и пожилым людям всегда нужно уступать место.
Воспитатель: Ребята, правильно поступил Буратино? (Правильно.)
Автобус трогается, лиса и кот грызут семечки и сорят на пол.
Буратино: Ребята, посмотрите, что они наделали! Разве можно сорить в общественном транспорте?! (Нет.)
Водитель: Уважаемые пассажиры! Убедительно прошу вас соблюдать чистоту в салоне и правила поведения в общественном транспорте, в противном случае, я буду вынужден вас высадить.
Алиса и Базилио: Пожалуйста, не надо нас высаживать. Нам очень нужно доехать до больницы, мы не сможем дойти пешком. Мы старые, больные. Мы будем соблюдать эти правила, только скажите какие?!
Воспитатель: Буратино, давай расскажем лисе Алисе и коту Базилио, как нужно вести себя в транспорте.
Буратино: Я бы с радостью помог, только у меня в голове всё перемешалось, боюсь, что я всё напутаю. Ну, давайте попробуем: если я скажу правильно, вы мне дружно ответите «да», ну а если неправильно, то «нет». (Игра «Да – нет».)
Пешеходы должны ходить только по тротуару. (Да.)
В автобусе можно грызть семечки, разбрасывать фантики от конфет. (Нет.)
Транспорт, на котором разво-зят людей, называется общественный. (Да.)
Когда ждёшь автобус, не ску-чай – побегай, поиграй. (Нет.)
Человек, который продаёт проездные билеты, называется «кондуктор». (Да.)
Не нужно уступать место в автобусе бабушкам и дедушкам, не маленькие – постоят. (Нет.)
Алиса и Базилио: Ну, теперь мы всё запомнили и будем вести себя хорошо.
Автобус отъезжает, остановка «Поликлиника», Буратино видит Дом культуры.
Буратино: Вот этот дом, где я потерялся, а вот папа Карло, Мальвина и Пьеро! Ребята, спасибо вам, что вы помогли мне найти своих друзей и папу. Я узнал много нового и буду соблюдать все правила безопасного поведения на улице и в транспорте. Пока! (Выходит.)
Алиса и Базилио: Мы тоже, мы тоже будем соблюдать эти правила, чтобы не попасть в беду. Спасибо вам, до свидания! (Выходят.)
Воспитатель: Но существует ещё одно важное правило при выходе из автобуса:
Автобус не обходят ни спереди, ни сзади –
Его машины могут обогнать.
И вам, конечно, надо их все видеть,
Чтоб тут же под колёса не попасть!
Ты лучше немного ещё подожди.
Автобус уедет – тогда и иди!
Ребята, а мы с вами поедем дальше в наш детский сад. Вам понравилась наша поездка? А вот и наш детский сад. Наша экскурсия подошла к концу. |